Реку Волхов в Ленобласти подготавливают для круизных судов

Камни необъятных размеров, якоря и старое железо стали «уловом» специалистов, работающих в настоящее время над расширением судового хода реки Волхов. Цель – развитие нового туристического маршрута «Из варяг в греки» от Старой Ладоги через Кириши до Великого Новгорода. Идея затратная, и не факт, что её можно быстро осуществить, но это направление внутреннего туризма – очень интересное и перспективное, в общении с «Родиной на Неве» поделился мнением историк Дмитрий Рущин.

На Волхове идут работы, которые позволят свободно проходить круизным судам разных типов по реке на всём протяжении Ленинградской области. Гарантированная глубина после расширения составит 2,4 метра. Работы ведутся с использованием современных путевых судов с многолучевыми эхолотами и мощного плавкрана. Водолазы обследуют выявленные препятствия и определяют способ работы. Часть препятствий разрушается, валуны и крупные камни поднимаются из воды, в некоторых случаях принимается решение об изменении направления судового хода в обход выступов скал.

«После очистки дна, по предварительным оценкам, гарантированная глубина судового хода может составить почти два с половиной метра, что обеспечит условия для стабильного развития нового туристического маршрута «Из варяг в греки» от Старой Ладоги до Великого Новгорода», – прокомментировал исполняющий обязанности начальника управления по транспорту Ленинградской области Михаил Присяжнюк. Работы ведутся администрацией Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей (ФБУ «Администрация «Волго-Балт»).

Гарантированная глубина судового хода может в почти два с половиной метра обеспечит условия для стабильного развития нового туристического маршрута «Из варяг в греки» от Старой Ладоги до Великого Новгорода.

Ленинградская область давно претендует на роль центра внутреннего водного туризма. Несколько лет назад губернатор региона Александр Дрозденко подписал соглашение с компанией «Конт», которое подразумевает активное развитие причальной инфраструктуры – будут обновляться и строиться пристани, которые частично воссоздадут исторический водный маршрут «Из варяг в греки» по Волхову от Старой Ладоги до Великого Новгорода.

Как сообщили в пресс-службе правительства Ленинградской области, в рамках инвестпроекта современные причалы уже построены в Старой Ладоге, Свирьстрое, у крепости Орешек, Дубровке, Киришах. Завершено проектирование нового причала у музея-диорамы «Прорыв» в Кировске.

У туристов, конечно, к Великому Новгороду есть большой интерес, и соединить Старую Ладогу и Великий Новгород – это вполне резонно. Это идея хорошая, но она достаточно затратная.

Председатель экспертного совета международного общественного движения «Гражданский мир» историк Дмитрий Рущин поделился с «Родиной на Неве» своим видением перспектив проекта. По его мнению, маршрут будет пользоваться популярностью, так как туристы проявляют интерес к этому направлению.

«Я приветствую такое решение властей, хотя, очевидно, что требуется провести серьёзную работу. Это идея хорошая, но она достаточно затратная, и не факт, что даст быстрый результат, но у туристов, конечно, к Великому Новгороду есть большой интерес, и соединить Старую Ладогу и Великий Новгород – это вполне резонно.

Я сам два года назад на судне одной из компаний совершал круиз по Ладожскому озеру, Онежскому озеру, рекам. Удалось посетить Валаам, Кижи, Рускеалу, также мы заходили в Старую Ладогу, столицу Древней Руси. Это очень интересно. Причал был временный, и уже тогда стоял вопрос дальнейшего развития направления, тем более что раньше тут была активная навигация. Однако не надо забывать, что была построена Волховская гидроэлектростанция, так что предстоит наладить систему шлюзов. Безусловно, это возможно», – оценил перспективы собеседник издания, добавив, что поддерживает планы такого рода по развитию туристической привлекательности региона.

Путь «из варяг в греки» действительно был очень значимым в течение нескольких веков. Тот, кто контролировал этот путь, контролировал очень большие по тем временам финансовые потоки.

Путь «из варяг в греки», напомнил историк, издревле проходил через систему Балтийского моря, Неву, Ладожское озеро, реку Волхов, Ильмень озеро, потом волоком, и дальше до Днепра. Ответвление выходило ещё и на Волгу, на знаменитый Волжский торговый путь – тоже через систему рек и озёр. По Днепру – на Византию, Константинополь, почему путь и назывался «из варяг в греки». Торговали, в основном, тем, что стоило дорого, но легко было перевозить. Это мех (мягкое золото), воск, мёд. Ввозили оружие, предметы роскоши.

Этот путь действительно был очень значимым в течение нескольких веков. Тот, кто контролировал этот путь, контролировал очень большие по тем временам финансовые потоки. Неслучайно наиболее важные города Древней Руси возникли как раз на этом торговом пути. Ладога, Великий Новгород, Смоленск – на Днепре, Киев. Правда, потом произошло перемещение торговых потоков, и значение пути серьёзно уменьшилось.

Вдоль пути немало памятников архитектуры, культуры домонгольской Руси – они есть и в Старой Ладоге, и в Великом Новгороде. Рядом с Новгородом расположен знаменитый Свято-Юрьев мужской монастырь, и музей деревянного зодчества Витославлицы – найдётся, что посмотреть. Недалеко и до Старой Руссы. Много вокруг и других интересных мест: в том числе крепость Орешек, старинные монастыри.

Края у нас интересные. Но внутри страны слабая туристическая инфраструктура, из-за этого люди при прочих равных предпочитают, условно говоря, «турецкий отдых крымскому»

«Не менее интересный объект – Волховская гидроэлектростанция. Это один из символов знаменитого ленинского проекта ГОЭЛРО, государственного плана электрификации Советской России. Кроме того, Волховская гидроэлектростанция снабжала Ленинград электричеством: по дну Ладожского озера были проведены бронированные кабели при помощи водолазов, подача электричества шла даже в тяжёлых военных условиях. Электростанция находилась в прифронтовой зоне», – рассказал Дмитрий Рущин.

По его убеждению, развивать внутренний туризм, безусловно, стоит, при этом развивая попутно инфраструктуру. К слову, в Великом Новгороде можно найти и хорошие гостиницы, и рестораны, а Старой Ладоге предстоит обновлять сервис. «Края у нас интересные. Но внутри страны слабая туристическая инфраструктура, из-за этого люди при прочих равных предпочитают, условно говоря, «турецкий отдых крымскому». С другой стороны, сейчас ситуация такая, что можно начать осваивать новые маршруты внутри страны», – рассуждает Дмитрий Рущин.

У круизного туризма один минус – этот вид досуга не отличается дешевизной, особенно, если речь идёт о многодневных турах. С другой стороны, в единое целое объединены путешествие, проживание и развлекательная программа. Более бюджетный вариант – с турами с на один-два дня. «Сама по себе идея таких круизов очень хорошая. Полагаю, что такого рода туристические маршруты очень перспективные», – резюмирует Дмитрий Рущин. Юлия Медведева

https://rodinananeve.ru/reku-volhov-v-lenoblasti-podgotavlivayut-dlya-kruiznyh-sudov/